Не совсем вовремя, но весьма перспективно: Урал ТМ «Барс»

Компания «Б-Армс», базирующаяся в Подмосковье, уже длительное время трудится над усовершенствованием российской военной техники. Несколько лет тому назад представители компании продемонстрировали усовершенствованный БРДМ-2 МБ типа «Бекас». Техника вызывала вопросы из-за того, что базовая версия уже изрядно устарела как морально, так и технически.

Однако, крайняя разработка, а именно – Урал ТМ «Барс» пускай и есть техникой двойного предназначения, может стать крайне полезной для военнослужащих Российской Федерации. Естественно, не в текущем состоянии – у машины 6-цилиндровый дизельный мотор C15 фирмы «Caterpillar», китайская раздаточная ZF и 10-ступенчатая переключающая коробка передач от «Eaton Fuller Roadranger». Производительность мотора для «Уралов» невиданная, а именно – 600 лошадиных сил.

Пока построен всего один экземпляр грузовика, который служит примером дальнейшего развития «Урала». Более того, у РФ уже имеется опыт применения очень мощных военных машин. К примеру, КамАЗ-4911 серии «Extreme», который выпустили в количестве всего 15 единиц, построен на двигателе ЯМЗ с мощностью в 730 лошадиных сил.
По словам самих разработчиков, машина предназначается для срочного транспортирования грузов в отдалённые районы по пересечённой местности. Часть выпущенных машин была направлена силам ФСБ, а оставшиеся – отдельным частным покупателям. Камскому предприятию экстремальный грузовой автомобиль потребовался неспроста. Грузовик понадобился для омологации армейских КамАЗов для участия в ралли. Международная Федерация FIA выдвинула требования – в начале нулевых создать незначительный тирах спортивных грузовых машин.
На платформе «Extreme» несколько позже появилась ещё одна супермашина – бронированный грузовик серии «Фалькатус», который несёт службу в рядах ФСБ. На этой же платформе создана бронемашина типа ФТА-5901 серии «Викинг», который выступает следующей ступенью развития «дакаровских» грузовиков. Только двигатель он получил более производительный - ТМЗ 7Э846.22, несущий в себе 884 лошадиные силы. Эти штучные грузовики уже применяются в спецслужбах России, в рамках вооружённых столкновений на территории Украины.
Никто не будет спорить о том, что сейчас Урал ТМ «Барс» на сегодняшний день не может выступать в качестве полноценного бронированного автомобиля для нужд спецподразделений, однако стать полезным для остальных военных он вполне может. Конечно же, после проведения некоторых работ над данным грузовиком.
Немного слов о прототипе грузовых автомобилей из Истры. С разработкой необычного «Урала» сразу появились некоторые трудности. Поначалу мощный иностранный дизельный мотор нельзя было разместить под капотом, из-за чего было решено поднять кабину на 0,12 метра. Кстати, данное изменение сразу бросается в глаза, и машина приобретает характерный внешний вид.
Американский мотор на самом деле внушительный и его высота составляет 137 см, длина 147 см, а ширина почти 1 м.
Вес мотора без залитого масла превышает 1,3 тонны. Однако, даже после поднятия кабины вся оснастка двигателя не вошла целиком и интеркулерный радиатор переместился в кабину. Там же разместились гидроприводы лебёдок и радиаторы системы кондиционирования. Следует отметить, что лебёдки поставили тоже иностранные, а именно – китайские «Runva», выдерживающие 9000 кг. Основой прототипа послужил грузовик «Урал» серии 4320-1112-61Е5.
Эта машина попала в руки «Б-Армс» в не самом хорошем состоянии, после чего пережила пару реабилитационных курсов. Первый из них проводился на просторах Челябинска, где автомобиль был разобран, обслужен и полностью собран. Но полученный результат не удовлетворил владельцев. Дело в том, что спустя 40 км, который проехал обслуженный «Урал», его двигатель заклинил. После этого было решено полностью переработать грузовик, что в дальнейшем превратило его в прототип армейской машины «Урал ТМ «Барс».


Запоздавшая «новинка»

Долго можно обсуждать плюсы «Урала», собранного «Б-Армс», однако с уверенностью заявлять можно то, что невозможно запустить в серийный выпуск данную грузовую машину. Иностранные производители автомобильных запчастей и необходимых узлов в спешке покидают российский рынок, среди них и незаменимые ZF и Cummins. Кроме того, неясно был ли офис на территории России у «Eaton Fuller», потому как конструкторы из «Б-Армс» взяли автоматическую коробку передач с разобранного тягача семейства «Freightliner». Двигатель тоже был ранее в эксплуатации, с перегоревшей частично проводкой и пустой головкой в блоке цилиндров.

Любопытно, что согласно паспорту, производительность мотора составляет 550 лошадиных сил. Силами «Б-Армс» двигателю обновили прошивку всех электронных управляющих компонентов, установили более мощные турбинные компрессоры, усовершенствовали распределительный вал, поставили новые форсунки, после чего престарелый C15 «Caterpillar» вновь почувствовал себя молодым. Инженеры утверждают, что его производительность может достигать 650 лошадиных сил.
Не меньшего внимания заслуживает и кабина, которая оснащена всем необходимым для комфортного пребывания в ней. Экипаж получил больше свободного пространства, избавился от лишнего шума, обзавёлся кондиционером, мультимедийными системами и камерами для обеспечения кругового обзора. В результате была получена отличная машина для поездки на рыбалку, охоту и другого активного досуга. Производители заверяют, что можно использовать их супер-грузовик для получения коммерческой прибыли, как транспортировка туристов в горных районах.
Неясно насколько быстро пятиместная грузовая машина, стоимостью около 20 миллионов рублей, окупится на горных дорогах, однако можно смело рассуждать о пользе «Барсов» для российских военных. Следует подчеркнуть, что уже давно военнослужащие применяют «Уралы» со сдвоенными кабинами, причём существуют и их бронированные версии. В видеоролике, снятом на просторах Гостомеля, фигурирует несколько таких грузовых автомобилей. Вот только мобильность данных машин не может конкурировать с перспективами «Барсов».
Если предположить, что агрегаты машины можно заменить китайскими или отечественными комплектующими, то автомобиль точно займёт достойное место в ВС Российской Федерации. К примеру, в роли автомобиля для сил ВДВ и ССО, для которых «Викинги» являются слишком дорогостоящими, а «Тигры» - чрезмерно тесными. В нынешней ситуации бронированные и мобильные «Уралы» точно могут быть крайне полезными.
Не секрет, что подвижность является ключевым залогом выживаемости военной техники, в особенности при наличии у сил противника управляемых боеприпасов. Не меньшую роль играет и компоновка автомобиля, которая позволяет сохранить экипаж при детонации мины под колёсами грузовика. Более того, подъём кабины на 0,12 м позволило повысить уровень противоминной устойчивости. Тут всё до смешного просто – чем выше машина расположена от земли, тем меньше шансы быть уничтоженной взрывом минного заряда.
Естественно, внутреннее оснащение «Барса» вовсе не играет роли в снижении вероятности получения травм экипажем. Как минимум, необходимо укомплектовать машину специальными закреплёнными креслами и поставить бронированные листы, защищающие от поражающих осколочных элементов. 3-хосная компоновка вместе с полноприводным двигателем в 650 лошадиных сил дают возможность «Барсу» высокий уровень крюковой тяги. Это означает, что автомобиль способен выступать в роли артиллерийского тягача, перемещая вооружение, которое были неспособны перевозить «Уралы». Да и тягач для эвакуации повреждённой техники из Урал ТМ «Барс» получится отменный.
Остаётся питать надежды на то, что отечественные инженеру сумеют отыскать достойную замену зарубежным автомобильным агрегатам. Если всё получится, что грузовое российское автостроение вновь оживёт и сможет в обозримом будущем предложить армии РФ отличные образцы армейской техники.

20.02.2023 17:46
3415

Комментарии

Нет ответов. Ваш будет первым!
Загрузка...